Как нарисовать страшную картинку?
Привет, друзья Темного Искусства!
Сегодня мы поговорим с теми, кто любит жанр horror, но никак не знает как подступиться к созданию страшных и темных рисунков. Давайте исходить из того, что вы уже умеете держать в руках карандаш или перо (а кто не умеет?), знакомы с главными художниками современного хоррора и теперь, когда вас изнутри распирает чувство невысказанности своих чувств и желаний, вы просто сгораете от нетерпения сделать что-то такое, что вызовет wow-эффект у ваших друзей и подписчиков в Инстаграме...😨
Прежде всего хочется отметить, что создать что то по-настоящему ужасно страшное, от чего кровь похолодеет в жилах только от одного взгяда не так уж просто. Особенно если ваш зритель подготовленный и искушенный в этой теме. Да и зритель может быть совершенно разного возраста, характера и художественных склонностей, поэтому универсального средства создания криповых артов нет - забудьте! Можно посоветовать только следовать общим рекомендациям и тактике в выборе сюжета будущей картины. Многие выдающиеся художники пришли к своему собственному рецепту создания подобных произведений, это то, что мы называем их стилем. Он бывает как запоминающимся, уникальным, так и расхожим, но, тем не менее действенным в достижении поставленной цели. Если вы будете (на первых порах!) механически копировать его, то это не будет серьезным преступлением, тем более достигнуть большой схожести с оригиналами мэтров хоррора даже может считаться вашей заслугой и показателем высокого скилла. Не так, чтобы ваши работы стали бы очень популярны в художественных галереях и музеях, но для "усредненного" зрителя вы можете стать кумиром, тем более вполне доступным в обычной жизни в отличии от Гуру. Помните, что даже те, кто достиг высоких вершин в арт индустрии, начинали с малого и постепенно оттачивали мастерство. Если у вас есть возможность выставлять свои работы на обзор благосклонных зрителей, то это отлично поможет вам отфильтровывать в процессе своего творческого пути лучшие практики и методы создания рисунков и отбрасывать в сторону то, что не находит отклик в сердцах. Может быть какая то из ваших картин будет глубоко личная и вы ни за что не удалите ее с вашего компьютера (альбома), но она вряд ли послужит вам катализатором творческого процесса. Лучше внимательней слушайте критику и дельные советы от друзей - они дадут вам правильное направление, куда развиваться, пусть даже сами они не смогут ничего путного нарисовать.
Референсы - это наше всё!
Итак, давайте начнем с самого начала. Предположим, что вы просто не умеете риовать (признайте это честно!), но желание сделать "страшное" просто выжигает вам душу изнутри. По правде говоря, нарисовать что то, даже не владея базовыми знаниями в составлении композиции, о цвете и свете, об анатомии человека или животных будет очень трудно. Трудно, но не невозможно! Правда, здесь есть большая опасность превратить свой рисунок в пародию на хоррор, порой очень жалкую и слабую пародию - другими словами, вместо достижения цели испугать и пробудить сильные чувства в душе, у вас получиться вызвать у зрителя улыбку и, что более досадней, смесь чувств пренебрежения, скуки, неловкости... Может быть для ребенка ваш рисунок покажется наполненным смыслом и достойным внимания, но взрослому человеку художественное бессилие и творческая несостоятельность никак не даст шансов оценить даже вашу задумка, какова бы она не была классная на ваш взгляд. На этот самый случай есть очень простое и действенное средство - использовать референсы, те якоря в визуальном мире, опираясь на которые вы сможете построить свою композицию, или, в простом случае, скопировать уже готовый хоррор-арт и преподать его в новом звучании. Для начала можно воспользоваться цифровым копированием главного персонажа или центральной сцены готового рисунка и добавить к нему свой фон. Или изменить цветовой тон картины. Тут выбор предмета, который вы хотите включить в вашу картину, просто огромен! Это могут быть фотографии людей, животных и растений, можно взять персонажей из картин и перерисовать их с акцентом на нужной детали, которая станет центром внимания зрителя.
Центр внимания
Любая картина, и хоррор картина в частности, привлекает зрителя своими деталями. Собственно благодаря им он вычленяет в ней важное и менее существенное, на основе которого создает внутренний образ, который и хранит в своей памяти. Если картина представляет собой мешанину, однородную смесь похожих предметов обихода, то вряд ли это можно назвать запоминающейся картиной. Чего уж говорить о чувствах, которая она может пробудить? Образ картины складывается на некоторых точках зрительной притягательности, на которые взгляд как бы падает с первого просмотра. Давайте порассуждаем, что может привлечь человека в страшной, криптовой работе художника?
- необычность формы какой то детали рисунка, ее искажение, перекручивание, - функциональный диссонанс
- необычное расположение детали или части тела персонажа, отсутствие её в поле зрения на картине, необычное взаимодействие между частями и предметами - сценовый диссонанс
- необычность цввета детали, общего цветового фона картины
- необычность построения композиции и угла обзора
Вообще говоря, всякое отклонение от нормы в стандартной композиции может трактоваться по разному. Не факт, что страшная для одних картина не вызовет улыбку или иное чувство у других людей. На реакцию накладывает отпечаток как культура человека, его окружение, образование и его моральные принципы. Кишки и кровь по умолчанию вызывают неприятие (так как вплотную касаются темы смерти), но у хирурга (к примеру) это может не вызвать сильной реакции, поскольку он имеет рутинное дело с человеческой плотью повседневно. Поэтому, на практике, лучше добиваться как функционального, так и ситуативного диссонанса, а цветовой гаммой и атмосферностью дополнять желаемый эффект.
Вот здесь, как никогда вовремя вспомнить о психологии человека. В идеале, хоррор художник должен быть очень хорошим психологом, человеком, кто умеет если не манипулировать чувствами своего зрителя, то хотя бы созавать ему почву для размышлений над рассматриваемой картиной. Картина "без прошлого и будущего" никогда не вызовет сильных чувтв у зрителя, он не станет домысливать ничего над происходящим, а ведь
именно в домысливании и додумывании сюжета рождается чувственное восприятие картины
Самый простой технически, но достаточно действенный способ заставить человека домысливать, то есть совершать когнитивную работу над картиной - просто отсечь некоторую часть композиции от взгляда, скрыть ее. Это можно сделать такими способами как
- погрузить часть картины в темноту
- скрыть часть происходящего за стеной, преградой
- не прорисовывать или сделать размытие части картины
- показать то, что произошло ПОСЛЕ ужасного события или за мгновение ДО него
Сокрытие части изображения дает пищу для размышлений и пути исследования происходящего. Чем более неочевидны выводы, чем больше неизвестных входящих данных или последствий происходящего - тем ярче и рельефней чувства у наблюдателя. По хорошему, художнику надо лишь умело манипулировать ими. Следует помнить, что страх рождается не от прямой угрозы и ее неотвратимости, а от ее возможности и невозможности ее интерпретации. Отсутствие ответа на впросы, которые человек ставит перед собой глядя на картину дает бешеный всплеск внутренних чувств. Психологичность хоррор-жанра трудно переоценить, может быть поэтому артисты этого направления сейчас очень востребованы в арт и гейм индустрии. Если человек в обычной жизни постоянно сталкивается с вещами и вопросами, которым не может найти объяснения, которые давлеют над ним и не находят ответов, то такой психологический пресс дает выход в интересе к хоррор искуству. Универсальный ключ к упеху в темном искусстве - исследовать фобии человека и давать им визуальное воплощение. Может даже символическое, не явное, но задевающее его потаенные страхи чего то лишиться или очутиться в незнакомой обстановке.
Игра с неизвестностью - палочка выручалочка хоррор художника
Страх - иррациональное чувство. Впрочем, как и большинство остальных чувств, он не имеет логического объяснения, поэтому всегда нужно помнить, что по настоящему страшные и жуткие картины - иррациональны, сюрреалистичны. И если среди работ художников-сюрреалистов можно (с натяжкой) встретить нейтральные по эмоциональности работы, то все хоррор произведения по умолчанию сюрреалистичны. Самый яркий пример дает нам жизнь и творчество польского художника-сюрреалиста Здзислава Бексиньски. Примечательно, что сам он не считал свои картины страшными, но, по факту, именно жуткая атмосферность его сюрреализма причислила его в стан самых великих хоррор-художников. Таким образом, если вы хотите добиться именно чувств страха и ужаса от своих зрителей, то непременно ищите иррациональность в окружающем мире, отражайте его в своих рисунках, а чувства страха, отчаяния и дискомфорта будут уже производными в сердцах ваших поклонников при правильной подаче материала (см. технические способы выше). Философский подтекст здесь не помешает, а даст еще больше почвы для размышлений. Не стесняйтесь брать за основу картин сюжеты Библии и литературные произведения морально-этического содержания - вот уж где раздолье для ищущей натуры! Не помешает так же изучить мифологию разных народов - это непочатый край для идей будущих шедевров. Мифотворчество - это мостик между миром реальности и миром сверхреальности, а, значит, пробный камень любого хоррор-артиста. Отметим напоследок самые беспроигрышные темы, в которых без проблем можно использовать технические и концептуальные инструменты хоррор-художника:
- тема смерти, во всех проявлениях,
- тема потустороннего, загробного мира
- тема болезни, немощи, страдания
- тема неизбежности смерти и ее близости
- тема сумасшествия
- Хеллоуин и всё с ним связанное
Так или иначе все это присутствует в произведениях великих художников, кинематографистов, гейм-продюссеров.
Разбор картин
Теперь, когда вы немного познакомились с теорией темного искусства, давайте поглубже разберем известные кейсы и попробуем рационально (насколько возможно) прояснить что нас так трогает в работах разных разноплановых художников.
Мэтр сюрреалистического хоррора. Картины, особенно в ранеем периоде творчества, выдержаны в мрачных тонах, преобладают пустынные ландшафты с одинокими фигурами, либо наоборот, весь объем картины заполняют уродливые монстроподобные тела. Лица существ либо скрыты, либо сильно деформированы. У них обычно много конечностей, они замысловато и хаотично переплетаются, тела часто висят над землей и производят монотонное движение. Часто присутствуют полуразрушенные строения с темными провалами окон и дверей. Задний план скрыт туманом или мраком. Цвет неба темно желтый, бурый, красновато-коричневый, либо все оттенки синего, ,берлинской лазури, либо смешение оттенков из этого набора. По характеру происходящего картины в основном статичны, но ощущается сильное напряжение, тревога, чувство обреченности.
Французский художник Мишель Брак умело манипулирует подсознанием зрителя, его работы глубоко психологичны,впрочем, и элементы крови и расчлененки у него тоже присутствуют. На большинстве картин изображены темные комнаты, коридоры в которых находятся одинокие фигуры людей или монстров. Холодные тона, лунный свет или сумрак вечера подчеркивают пустынность и безлюдность места происходящего. Молодые девушки или женщины на картинах смотрят в одну точку, часто обернувшись от зрителя. На заднем плане в темноте неясные силуэты, либо монстры.
Американский иллюстратор Марк Риддик пользуется большим спросом при оформлениии каверов металл групп. Это неудивительно - его работы вовсю используют сцеы смерти, разложения, насилия и секса. Тема зомби, упырей, кладбищенской нежити и разнузданности поведения всех его персонажей вызывает смесь чувств от отвращения до похоти. Рисунки в основном черно-белые на черном фоне.
Виталий Алексиус, художник российского происхождения специализируется на хоррор комиксах с черным юмором и сценах постапокалиптического мира. Действие на картинах происходят где то в будущем, после ядерной войны, поэтому сцены упадка и разрушения больших городов служат лейтмотивом многих его работ. Фигуры трупов, скелетов, мутантов людей и животных сочетаются с персонажами, выжившими в катаклизме и преобретших необычные свойства. Часто используемые цвета желто-коричневый, синий, зеленый.
Немецкий иллюстратор книг Яна Хайдерсдорф предпочитает изображать фэнтезийные, сказочные сцены темной, депрессивной направленности. Ее работы как ничто подходят для иллюстраций детских рассказов-страшилок и сказок. Загадочность подчеркивается туманными и плохоосвещенными сценами с фигурами животных, птиц и мифических персонажей. Тревожность обстановки, скрытую угрозу подчеркивают переплетающиеся ветви деревьев, темная вода и кружащиеся в небе птицы.
Мы рассмотрели с вами некоторые общие признаки, которые можно отнести к хоррор жанру, но это далеко не все из них. Существует очень много техник и приемов, которые могут привнести вызвать у зрителя чувство страха. Многие художники ищут или уже нашли свой собственный стиль и если вы хотите попробовать свои силы в рисовании темного контента, то не будет зазорно копировать лучшие традиции общепризнанных мастеров хоррора и сюрреализма. Смело используйте окружающий нас мир в качестве референсов ваших будущих шедовров, берите сюжеты ваших картин из сказок, мифов, фильмов и игр - все это обязательно найдет отклик в сердцах зрителей.
Делитесь в комментариях соображениями на сей счет! 💀