Мрачные и заполненные атмосферой безысходности, картины молодого российского художника Curst Insanum ледяными щупальцами ужаса проникают в душу зрителя, будят в ней отголоски ночных кошмаров, рваными кусками света выхватывают из темноты сцены распада и разложения и вселяют чувство безграничного отчаяния. Художник, мастерски владея своим ремеслом, препарирует человеческие пороки и трансформирует их в телесные воплощения демонических существ, готовых в любой момент ворваться в наш бренный мир...
Сон вскрытой утробы
В преддверии нового 2017 года Curst Insanum любезно согласился дать интервью для DarkArt Project и ответил на несколько вопросов. Предлагаем вам наш разговор с художником.
— Представьтесь пожалуйста, ваше имя?
— Глеб.
— Ваш творческий путь? Профильное образование или самоучка? Где вы учились?
— Неоконченное художественное училище и университет, нигде не доучился. Скорее самоучка, рисовал с детства.
— Кого бы вы могли назвать своим учителем, хотя бы заочно? Есть ли у вас идолы в искусстве или авторитетов нет?
— Из современных художников, наверное, наибольшее влияние на формирование моего художественного видения оказали Гигер, Бексински, Одд Нердрум..., но и к старым мастерам, и к более поздним художникам - символистам отношусь с огромным почтением: Брейгель Старший, Босх, Рембрандт, Гойя, Фюссли, Доре и многие другие - великие гении, их произведениями можно восхищаться бесконечно.
В объятиях ночного паука
Обнаженное глухим светом застывшего безвременья, блуждающее по желтой пустоте безразличной вечности, ввергнутое в поток распада, земного и подзменого, оцепеневшее в невозможном зачатии, отвергнутое никем, тройственное в своем произрастании из недр растождествления, древесное и иссохшее, сгоревшее, истлевшее, проросшее...
Иное Тело
Serpent Witch
Плоть Оккультного Императора
Искупление в черном гробу
Ветхие сырые стены, запечатлевшие в своем бессознательном присутствии безмолвное гниение темноты, являют из своих дремлющих утроб скорбные тени скверномолитвенного страдания. Забитая в мрачный угол, безо всякой надежды освобождения, распадающаяся в тленном покаянии мать пожирает прокаженное чадо свое, черной кровью вечности наполняя ненасытное чрево всепоглощающей Бездны.
— Считаете ли вы что "темное" изобразительное искусство выполняет какие то определенные задачи или это в большей степени хобби, идефикс конкретного художника, способ уйти от реальности? Что это вообще такое конкретно для вас?
— Полагаю, что “темное” искусство несет множество смыслов, рассуждать об это можно очень долго, но мое мнение таково, что основная его функция – психотерапевтическая. Когда внутренние страхи и темные стороны подсознания материализованы в форме изображения, они становятся гораздо более осознанными и доступными для понимания и изучения.
— Где вы находите источники своего творчества: окружающий мир, литература, музыка, фильмы, собственные фантазии, сны различного происхождения?
— Сюжеты одних картин продиктованы исключительно сном, сюжеты других выросли из фотографии, увиденной в старом журнале, либо кадр фильма, сюжеты третьих из окружающего мира, сюжеты четвертых из всего понемногу, а пара картин были написаны совершенно спонтанно, без какой-либо предварительной идеи.
— Я видел некоторые ваши фотографии, они такие же депрессивные, может быть это продолжение вашего взгляда на нашу действительность? Вы оптимист, пессимист, фаталист, еще какой нибудь -ист?
— Согласитесь, сложно сфотографировать заброшенную деревню или другое место с руинами строений “не депрессивно” - сама атмосфера места располагает. Я не рассматриваю это как депрессивность, для меня это скорей некая “северная природная меланхолия”- очень тонкое чувство, которое блестяще схвачено в фильмах Тарковского и Бела Тарра, или в картинах Эндрю Уайета. А все перечисленные “–исты” – понятия относительные, то, что Вы подразумеваете под фатализмом возможно в моем сознании будет представлено совершенно в ином значении...
Внутри мертвой деревни (фотография Curst Insanum)
Внутри мертвой деревни (фотография Curst Insanum)
Порожденные умершими корнями таинственные обитатели местных лесов (фотография Curst Insanum)
В лесу (фотография Curst Insanum)
— Вкладываете ли вы какое-либо значение, смысл в свои работы или они хаотичны, утилитарны и преследуют вау-эффект?
— Скорее я их сам изучаю в процессе работы над ними и после завершения, нахожу смыслы для себя, которые будут понятны только мне. Другой зритель может увидеть нечто совершенно иное, и это его право. Никаких утилитарных целей и эффектов они точно не преследуют, просто есть потребность выносить некие образы из подсознания наружу и более ничего.
Моя погребальная птица
— Вы работаете только с традиционными материалами или есть работы в цифровом формате? С чем работать легче, что для вас обладает большей выразительной силой?
— Сейчас работаю исключительно маслом на оргалите (холст недолюбливаю), раньше рисовал графику графитными карандашами на бумаге, но сейчас утратил к ней интерес. Посредством масляной живописи мне гораздо проще воплощать свои идеи. Цифровой арт как художественную технику недолюбливаю, лично мне важно наличие материального оригинала, и с живыми красками работать куда приятнее.
— У вас очень любопытная серия монохромных рисунков - что это, поток сознания или какая-то философская концепция? Мне нравятся подписи к вашим работам. Нет желания попробовать себя в литературе?
— Рисунки — это просто ранние работы, рисовал их когда еще не занимался живописью. Многие находят их интересными, но лично для меня они уже несколько устарели, как в плане техники, так и содержания. Я стараюсь постоянно развивать свое художественное видение, идти к каким-то более тонким и символическим содержанием работ. Попробовать себя в литературе, по крайней мере в данный момент, у меня точно нет ни желания, ни навыка, мне гораздо легче выразить идею через изображение. Да и современным писателям, как мне кажется, найти читателей сейчас очень нелегко.
Клаустрофобический вакуум застывшим поползновением поглощает гниющие куски индивидуальности. Болезнетворное присутствие оплодотворенной некротическим ядом мозговой опухоли сдавливает пространство меж стен и вползает змеями в ржавые трещины замкнутого безвременья. Вечность разрывает себя, под пристальными взглядами оргазмируя и корчась в захлебнувшемся экстазе тлена.
— Вы честолюбивы, хотите добиться большего признания или предпочитаете просто плыть по течению?
— Думаю, что хотелось бы, признание это развитие, новые знакомства, возможно доход. Но я пока ничего особо не делаю для само-популяризации, считаю что нахожусь на раннем этапе своего творческого развития, а что-то действительно серьезное и глубокое еще только предстоит создать.
— Были ли у вас какие либо выставки работ? Где бы вы хотели увидеть свои работы в будущем. Эрмитаж, Русский музей? Возможно ли такое в будущем, ведь жизнь не стоит на месте. Ваши планы? Просто пофантазируйте. =)
— Выставок пока не было, но есть планы на этот счет. Мечтаю чтобы в будущем возникло некое пространство где будут выставляться работы исключительно “темного” направления, с соответствующей атмосферой и обстановкой, но что бы это не было пошлым и поверхностным развлекательным местом вроде музея ужасов. Количество художников такого рода в последние время существенно возросло даже только на постсоветском пространстве, а значит это потребность коллективного бессознательного, и, рано или поздно, кто-то должен все это осмыслить и вынести в реальность как некое однородное явление.
— Какими проектами, работами вы гордитесь? Ваша любимая картина, рисунок?
— Из опубликованного в сети могу отметить только одну свою картину под названием “Опус Пустоты”. А, вообще, в скором времени ждите новых работ, мне хочется верить что они будут совершеннее как технически, так и по содержанию.
Последний вздох давящего неба оглушает колючие ландшафты таинственного безмолвия. Застывший ветер равнодушно обволакивает истлевшие камни. Изнеможенные лучи отрешенно дожигают хрипящие полости костей. Глухая мелодия распада, беззвучное слово пустоты...
Опус пустоты
— Есть ли у вас хобби? Музыка, спорт, что то другое? Играют ли они роль в создании арт-работ?
— По моему мнению хобби - это нечто для людей, которым нечем занять свое свободное время. Мне времени постоянно не хватает. Люблю бывать на природе, вдали от городов, в лесу, в заброшенных местах, заброшенных деревнях, церквях, военных объектах. Хочу освоить диггерство. Думаю посещение подобных мест безусловно влияет на содержание моего подсознания и работ.
— Ваш девиз, любимая поговорка?
— Первое что приходит на ум “Человек есть нечто, что следует преодолеть” ныне вновь набирающего популярность небезызвестного немецкого философа.
— Охарактеризуйте себя парой слов?
— Очень сложно рефлексировать по отношению к самому себе.
В студии
— Огромное спасибо за интервью. С Новым Годом! Желаем успехов в вашем творчестве!
Страница художника на DA Страничка в ФБ Группа в VK Личная страничка в VK