Художник Aleksandra Waliszewska
Картины польской художницы Александры Валижевской (Aleksandra Waliszewska) вызывают смешанные чувства. В них можно обнаружить все что угодно: безрассудную вакханалию тайных желаний, мрачный готический сарказм, безумную садо-мазохистскую фантазию, пронзительную меланхолию одиночества и беззаботный юмор. Гадкие дети, сцены жестокости и разврата уживаются вместе с пушистыми котиками и являются визитной карточкой работ художницы. Картины Александры по большей части провокационные, бросающие вызов морализму и всем канонам традиционного искусства, внушающие эстетический шок и неприятие, но, в то же время, любопытство и желание самого внимательного прочтения.
Александра родилась в 1976 году в Варшаве, ее мать и бабушка были скульпторами, весьма заметными в Польше еще с социалистической эпохи, отец по образованию был инженером, позже став конезаводчиком. Проживая некоторое время за городом, девочка полюбила природу и даже некоторое время хотела стать натуралистом, но страсть к рисованию все же взяла верх и уже с ранних лет она проходила обучение в художественной школе, а после в Академии Изящных Искусств Варшавы, при этом мать, зная о трудностях в художественном ремесле, пыталась отговорить ее и найти занятие приносящее более стабильный доход. Талант девочки проявился очень скоро, тому способствовала атмосфера свободы творчества которая была предоставлена ученикам в обучении. Уже в Академии Александра имела персональные выставки своих работ, что было не совсем обычно по тем временам.
Постепенно совершенствуя технику рисунка, художница от простых скетчей и зарисовок переходила к более сложным композициям, изучая старых мастеров живописи. Сейчас она находит современное искусство во многом скучным и утилитарным, делающим акцент на смысловой нагрузке и технической изощренности в ущерб эмоциям и чувственности. Постепенно предметная академичность в работах Александры перерастает в более осмысленный язык подсознательных образов, включает в себя весь комплекс потаенных фантазий фрейдисткого характера. При этом художница предостерегает искать в своих рисунках скрытый смысловой подтекст - она утверждает, что в большей степени рисует для себя самой и не преследует определенную цель войти в контакт со зрителем. Занятие живописью для нее самодостаточно, она отдается ему вся без остатка и оно превращается в некий ритуал закрытый от глаз посторонних.
Хотя среди художников, оказавших влияние и желание подражать, у Валижевской были многие мастера Возрождения, на нынешнем этапе она находит большую пищу для вдохновения в работах французского художника Бальтюса. Это не так сложно заметить по присущей ее картинам атмосфере эротических фантазий с легким оттенком сюрреалистичной загадочности и изрядной долей провокационности. Жестокость сцен часто оттеняется мирными природными ландшафтами, грязь и похоть для нее не самоценны - они скорее служат диссонансом в общем потоке сознания обрушивающегося на неподготовленного зрителя. Неприятность сцен и вызванное ими гадливое чувство не должны вводить в заблуждение - это всего лишь лубочное представление нашего реального мира языком из подсознания. Картины художницы местами напоминают сюжеты Иеронима Босха и Гойей - в них есть странная смесь готичности и средневековой мистики.
Сцены насилия и детской жестокости, изощренные средневековые пытки так же часто встречаются в картинах художницы. Поиск смысла и интерпретация всего этого предоставляется исключительно на суд зрителя. Автор как бы оставляет чуть приоткрытую дверь и каждый вправе выбирать - заглянуть ли за нее или сразу уйти без оглядки...
Талант художницы заслуживает высокой оценки современных кураторов искусствоведения во многих странах мира. Александра уже добилась большого признания как на родине, так и за ее пределами. За свой творческий путь ее картины не раз удостаивались высоких наград и лестных отзывов критиков. Кроме того, Александра открыла в своем доме частный семейный музей, в котором представлены как ее собственные работы, так и скульптурные работы животных матери и бабушки, самые известные из них и сейчас можно встретить на улицах Варшавы. Не осталось незамеченным творчество художницы и в кинематографии. Многие из ее концептуальных картин послужили образом для артхаусного короткометражного фильма The Capsule греческого продюсера Афины Цангари. Надо отметить, что весь фильм построен на образах созданных Валижевской, сюжет разворачивается в средневековом замке, где семь девушек проходят обряд магического посвящения приобретая мистические знания и приближаясь к познанию бессмертия.
Кадр из фильма Капсула
Кадр из фильма Капсула
Картины и художественные инсталляции приобретают многие музеи Европы и служат предметом охоты у частных коллекционеров. Иллюстрации созданные Валижевской служат для оформления печатной продукции, их можно найти как на обложках книг, так и оформлении компьютерных игр и музыкальных альбомов.